Коммуникация, как навык: общение гармонично развивающихся детей и детей с аутизмом.
Часть 4
Статья написана для АВА-специалистов, логопедов, психологов и других специалистов, которые работают с детьми с особенностями развития.

Александра Вершинина
АВА-специалист, практик, автор блога по работе с особенными ребятами, в том числе с РАС, интервьюер родителей детей с аутизмом.
Москва
Беседа и упражнение как способ формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом.
Используя упражнения, можно пройти этап обобщения по практически любому навыку в группе сверстников. Как и в обучении через игру мы можем передать роль ведущего ребенку, если уровень его навыков позволяет ему.
Часть 1. Про коммуникацию в целом >>
Часть 2. Про организацию коммуникативной группы >>
Часть 3. Про игру, как способ формирования коммуникации >>
В качестве заданий могут подойти:
1) моторная имитация (повторять движения за педагогом или за сверстником; более сложный вариант — выполнение движений под музыку/песни (например, логоритмические задания разного уровня);
2) название или описание объектов (описание может использоваться как описание одного объекта одним учеником или называние по одной характеристике каждым учеником к одному объекту);
3) задания на поиск объекта по инструкции (в качестве готовых игр могут подойти «Доббль» или «Веселые молоточки»).
Внутри всех этих упражнений параллельно можно отработать умение реагировать на свое имя или навык выполнять фронтальные инструкции, обращенные к группе. Также навык реагировать на свое имя можно отработать в более простом варианте, используя звонок или кнопку (инструкция к заданию: «когда услышишь свое имя – позвони в звонок/нажимай на кнопку»; усложненный вариант – дать ребенку дополнительного персонажа, за которого он будет играть).
Использование беседы предполагает, что дети владеют начальными интравербальными умениями (навыками ведения диалога). Для того, чтобы проводить беседу, необходимо в индивидуальном формате с каждым из детей отработать вопросы и фразы для ответов на те вопросы, которые будут использоваться на групповом занятии. Таким образом, можно также сформировать навык реагировать на свое имя, поднимать руку перед ответом с места или умение выходить к доске.
Подводя итог, хочется отметить, что главная задача в формировании коммуникативных навыков ребенка с РАС среди сверстников – это грамотная организация процесса. Цели должны быть релевантны и опираться на навыки, которыми обладает ребенок. Важно, чтобы организованная среда была психологически комфортной и мотивационной: только в этом случае в совокупности с корректными и своевременными подсказками взрослого навык закрепиться в репертуаре поведения ребенка. Одной из основных задач является перенос навыка в естественную среду и устранение дополнительного поощрения. Так, при соблюдении протокола ребенок научится выполнять те или иные действия среди сверстников за естественное поощрение, то есть за продолжения процесса коммуникации или за социальную похвалу.
Поскольку дети с расстройством аутистического спектра обладают вариативной структурой дефекта, важно для каждого из них подбирать подходящую группу сверстников и оптимальные способы развития коммуникативных умений, опираясь на индивидуальный профиль развития и диагностические инструменты, позволяющие поставить цели в обучении.
Часть 1. Про коммуникацию в целом >>
Часть 2. Про организацию коммуникативной группы >>
Часть 3. Про игру, как способ формирования коммуникации >>
_ _ _
Дата публикации: 6 мая 2023 года

Публичная оферта
Политика конфиденциальности
Согласие на обработку персональных данных
Регистрация Роспатента: № 811999
ООО «Прогресс»
Юридический адрес организации:
624448 Свердловская обл., г. Краснотурьинск,
ул. Чайковского, д.5, оф.2,
ИНН: 6617000788,
ОГРН: 1036600970702,
Номер счёта 40702810416520082212
Наименование банка: УРАЛЬСКИЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
Корреспондентский счёт: 30101810500000000674
БИК: 046577674
2018-2024 © ABASCHOOL