Отличия работы специалиста в АВА от работы дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями
Статья написана для широкого круга лиц, в особенности для родителей и специалистов, связанных с работой в области нарушений развития
Если вы специалист, работающий с детьми с ООП и хотите внести аргументированные дополнения в статью, напишите нам на эл.почту:
info@aba-school
Авторы статьи
Вера Ермолова
Специалист в области Прикладного анализа поведения (АВА) с базовым высшим дефектологическим образованием, специалист по PECS, эксперт в области инклюзии
Ведущий куратор в центре «АБА-Прогресс»
Екатеринбург
Анастасия Семянникова
Поведенческий аналитик с международной сертификацией (BCBA) с базовым высшим дефектологическим образованием, магистр психологии, специалист по PECS
Основатель ABASCHOOL
Екатеринбург
„Иногда со стороны действия выглядят одинаково, но цели могут быть очень разными“,
- Вера Ермолова
"Проблема дефектологии – частое несоответствие поставленных целей уровню развития ребёнка. Несоответствие подачи материала способности ребёнка воспринимать вокальную речь. Постановка нефункциональных целей . Если посмотреть беспристрастно, то эти огрехи в дефектологии скорее закономерны, чем случайны", - Мария Скоробогатова
"Необходимо рассматривать специалистов с точки зрения опыта (профиль, возраст, разные парадигмы)", - Полина Богорад
"Дефектолог, работающий в рамках образовательного учреждения координирует всех специалистов, занятых в работе с ребёнком (воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей) и родителей ребенка. Может просматривать медицинскую документацию и давать рекомендации относительно направлений медицинской помощи ребенку. Также дефектолог даёт рекомендации родителям, относительно организации обучения и воспитания ребенка дома.
Дефектолог, работающий в учреждении соцзащиты ведёт активную работу с семьёй ребенка, обучая родителей методам и приемам коррекционной работы, также может скоординировать семью относительно мест реабилитации.
Дефектолог, работающий в медицинском учреждении тесно взаимодействует с медицинским персоналом ,ведущим ребенка, он проводит подробную диагностику степени выраженности нарушений у ребенка", - Наталья Осипова
"Независимо от профессии очень важно смотреть на этические принципы специалиста, на его частоту практики (3 часа в день или 6-8 часов) и на умение дипломатично взаимодействовать со всем окружением ученика", - Анастасия СемянниковаПодход
Поведенческий специалист
Целостный подход: все методики и техники применяются в рамках одной научной базы.
Дефектолог
Эклектический подход: применяются элементы различных методов на усмотрение педагога.
Область применения
Поведенческий специалист
Обучение и воспитание лиц с особыми образовательными потребностями, обучение и воспитание детей без особенностей в развитии, образование, спорт, бизнес и управление, экология, сфера безопасности, реклама и др.
Дефектолог
Обучение и воспитание лиц с особыми образовательными потребностями.
Занятия
Поведенческий специалист
Естественная среда человека (в зависимости от целей: производство, дом, школа, магазин, развлекательный центр, детская площадка). Допустима отработка навыков в специально отведенном месте, но затем следует обязательный переход в естественную среду.
Дефектолог
В кабинете, в домашних условиях.
Навыки
Поведенческий специалист
Широкий профиль навыков от академических и бытовых до социальных и профессиональных (любые навыки, требующие тренировки)
Дефектолог
Преимущественно академические и бытовые
Обобщение навыков
Поведенческий специалист
Навыки, освоенные в одних условиях, проверяются и переносятся в другие сходные условия для максимальной устойчивости. Есть обязательное отслеживание использует ли ребенок эти навыки в незнакомых условиях.
Дефектолог
Прогресс навыков отслеживается только в рамках занятий или со слов ближайшего окружения.
Диагностика
Поведенческий специалист
Основным методом диагностики является прямое наблюдение за учеником и условиями, в которых происходит поведение. Диагностируются также конкретные навыки, этапы их освоения в качественном и количественном выражении, присутствует непрерывное тестирование и отслеживание динамики ученика с целью своевременного внесения коррективов в программу. Есть разработанные детальные шкалы для тестирования навыков, например, ABLLS-R, VB-MAPP, AFLS
Дефектолог
Диагностируются обобщенные показатели высших психических функций до и после вмешательства. Диагностические результаты отражают наличие или отсутствие динамики этих показателей по итогу прошедшего периода, т.е. после реализации плана коррекции. Диагностика отражает развитие целых областей навыков.
Коррекция поведения
Поведенческий специалист
Проводится наблюдение и научно обоснованный, функциональный анализ поведения, на основании которого составляется программа коррекции поведения, состоящая из систематизированных и апробированных методик.
Дефектолог
Проводится наблюдение, на основании которого педагог интуитивно выбирает способы влияния на поведение ребенка.
Целеполагание
Поведенческий специалист
Цели выбираются на основании выявленных в ходе наблюдения и диагностики дефицитов, наиболее сильно мешающих развитию и социальной адаптации ученика. Цели вмешательства всегда зависят от индивидуальных особенностей ученика и включаются в индивидуально разработанное вмешательство. В зависимости от хода вмешательства цели пересматриваются, усложняются, корректируются. Цели вмешательства меняются, когда достигнуты, либо когда анализ ситуации показал, что необходима корректировка программы.
В зависимости от опыта и квалификации специалиста цели могут быть ограничены только пунктами из тестирования.
Дефектолог
Цели выбираются на основании выявленных в ходе наблюдения и диагностики дефицитов, наиболее сильно мешающих развитию и социальной адаптации, однако ограничены зачастую академическими и бытовыми навыками в силу ограниченности ресурсов. Иногда цели вмешательства регулируются формальными програмамми учреждения, в котором работает специалист. Специалист может часто менять цели, следуя программе, не соотнося это «продвижение вперед» с тем, освоил ученик предыдущие цели или нет. Правила организации ограничивают специалистов во времени и вынуждают менять цели чаще.
Программа (план занятий/ заданий)
Поведенческий специалист
План работы включает четкое обозначение конкретных навыков, условия для их тренировки, варианты заданий для их тренировки, список инструкций, которые даются ребенку в процессе, определение количества тренинга на каждое задание в единицу времени, критерии оценки успехов ребенка на каждом занятии, конкретные действия педагога в случае ошибок со стороны ученика или появления нежелательных поведений, варианты подкрепительных стимулов в случае успешности или приближения к успешности. Включает также план по проверке устойчивости навыков, мастерства и обобщения в различных условиях.
Дефектолог
План работы включает обобщенные цели и задачи на долгосрочную и краткосрочную перспективы, варианты заданий и упражнений для этих целей в виде подробных конспектов. Обычно носит описательный характер того, на что направлен пул тех или иных тренингов.
Подсказки
Поведенческий специалист
План работы практически всегда включает различные виды подсказок, выбранные для каждого конкретного ученика и каждого конкретного навыка с описанием способов снижения этих подсказок и увеличения самостоятельности ребенка, отслеживаются показатели эффективности, скорости и интенсивности подсказок. Продумываются отдельно риски тех или иных подсказок.
Дефектолог
Подсказки, как правило, не отслеживаются, выбираются ситуативно и интуитивно.
Подкрепление и мотивация
Поведенческий специалист
Перед использованием тех или иных подкреплений специалист тестирует их на предмет эффективности и влияния на то или иное поведение. Как подкрепления используются естественные последствия для поведения и дополнительные виды подкреплений: социальные, материальные, обобщенные (например, жетоны), сенсорные, реже пищевые. Для ребенка используется индивидуальная система подкреплений, с обозначением того, какие подкрепления должны следовать за какое поведение и с какой периодичностью; учитываются не только предпочтения ребенка, но и последующее выявленное положительное влияние на его поведение.
Отдельное внимание уделяется мотивационным стимулам, которые располагают ученика желать чего-либо или наоборот уменьшают его стремления получить это.
Дефектолог
В работе используются социальные подкрепления и материальные предметы. Социальное подкрепление дается интуитивно, материальные предметы предлагаются на основе предпочтений ребенка.
Количество часов терапии
Поведенческий специалист
Поведенческое вмешательство может происходить 24/7. Люди из ближайшего окружения ученика непрерывно продолжают использовать поведенческие стратегии в обыденной жизни, определенные совместно со специалистам.
Дефектолог
В зависимости от ресурсов занятия проводятся педагогом или родителем по плану специалиста в отведенное для этого время.
Обучение родителей и ближайшего окружения ученика
Поведенческий специалист
Неотъемлемая часть вмешательства, потому что родители в отличии от специалистов - естественная среда ученика. Поэтому родители присутствуют на занятиях с ребенком, наблюдают процесс работы с ним, изучают все его планы вмешательства, учатся правильно реализовать обучающие или коррекционные методики, являются частью терапевтической команды ученика.
Дефектолог
Родители не изучают теоретическую часть в обязательном порядке, погружение в нюансы коррекционного процесса и присутствие на занятиях, как и занятия дома - по усмотрению родителей.
Ответственность
Поведенческий специалист
Предусмотрена договором с учреждением или специалистом, а также этическим кодексом поведенческого аналитика. Поведенческий аналитик несет ответственность за результат вмешательства.
Дефектолог
Предусмотрена договором с учреждением или специалистом. Не предусмотрено отдельной ответственности за результаты вмешательства
Сбор данных
Поведенческий специалист
Обязателен для поведенческого аналитика. С его помощью специалист корректирует, полностью или продолжает вмешательство, делает обоснованные выводы, создает новые программы.
Дефектолог
Существуют листы входящей и контрольной диагностики, а также в зависимости от специалиста или организации дополнительные обобщенные характеристики на каждого ученика индивидуально.
Образование
Поведенческий специалист
В поведенчecком анализе есть специалисты разного уровня. Мы опишем здесь 4 разных специализации, которые задействованы в работе с детьми (разное образование, но все они важны в поведенческом вмешательстве)
Обязательное образование:
Инструктор, тьютор - 40-часовой тренинг от поведенческого специалиста, обязательные регулярные супервизии от поведенческого специалиста. Если инструктор/ тьютор официально работает в образовательном учреждении, то обязательно высшее педагогическое образование.
BCaBA (ассистент поведенческого аналитика) - высшее образование, 4 модуля обучения на сертифицированном курсе, 1.000 часов (с 2022 года 1.300 часов) супервизированной практики, обязательные регулярные супервизии, обязательное непрерывное обучение в области АВА (отчетность каждые 2 года).
ВСВА (поведенческий аналитик) - магистратура, 6 модулей обучения на сертифицированном курсе, 1.500 часов (с 2022 года 2.000 часов) супервизированной практики, желательны регулярные супервизии, обязательное непрерывное обучение в области АВА (отчетность каждые 2 года).
ВСВА-D (поведенческий аналитик с докторской степенью в области АВА) - кандидат или доктор наук, 6 модулей обучения на сертифицированном курсе, 1.500 часов (с 2022 года 2.000 часов) супервизированной практики, защищенная докторкая диссертация, желательны регулярные супервизии, обязательное непрерывное обучение в области АВА (отчетность каждые 2 года).
Остальное: стажировки, другие курсы, семинары - по желанию специалиста
Дефектолог
Обязательное образование:
Высшее дефектологическое образование (Высшее специальное образование) обеспечивает специалиста необходимыми знаниями для полноценной работы дефектологом.
Остальное: стажировки, другие курсы, семинары - по желанию специалиста
Дата публикации: 10 января 2021 года

Публичная оферта
Политика конфиденциальности
Согласие на обработку персональных данных
Регистрация Роспатента: № 811999
ООО «Прогресс»
Юридический адрес организации:
624448 Свердловская обл., г. Краснотурьинск,
ул. Чайковского, д.5, оф.2,
ИНН: 6617000788,
ОГРН: 1036600970702,
Номер счёта 40702810416520082212
Наименование банка: УРАЛЬСКИЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
Корреспондентский счёт: 30101810500000000674
БИК: 046577674
2018-2024 © ABASCHOOL